Абстракциони́зм (лат. "abstractio" – удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Крайнее проявление модернизма.

В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (работавший в Германии, где и создал первые абстрактные композиции), Михаил Фёдорович Ларионов, создавший в 1910-1912гг "лучизм", перспективное направление абстракционизма, пока ещё мало известное и, считавший себя основоположником нового типа творчества супрематизма, Казимир Малевич, создатель знаменитого «Чёрного квадрата».

Родственным абстракционизму течением является кубизм, стремящийся изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ неких прямолинейных фигур, которые воспроизводят живую натуру. Одними из самых ярких примеров кубизма были ранние работы Пабло Пикассо.

Абстрактный экспрессионизм (abstract expressionism) — школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.

Начальная фаза движения - абстрактный сюрреализм (abstract surrealism) появилась в 1940-е, под влиянием идей Андре Бретона, ее основными приверженцами были американские художники Ганс Хоффман, Аршиль Горки, Адольф Готлиб и др. Особый размах движение получило в 1950-е гг., когда во главе его встали Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг.

Аванга́рд (фр. Avant-garde, «передовой отряд») — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.

Понятие авангард в большой степени эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу.

Предпосылками к возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. Апогеем новой философской мысли следует считать творчество Ницше, напрямую призывавшего к переоценке ценностей и переосознанию сущности человека и культуры.

Кроме того, развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене восприятий ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей.

Анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, центральным объектом которого является животное. Он сочетает в себе научные (анатомические, моторные) и художественные истоки. Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами. Чаще всего работы анималистов посвящены другу человека — собаке.

Авиньонская школа (фр. Ecole d’Avignon) — провансальская художественная школа, развивавшаяся в Авиньоне в XIV—XVI вв., сыгравшая важную роль в формировании французской живописи.
В начале XIV века Авиньон уже нельзя было назвать захолустным городком: в 1303 г. папа Бонифаций VIII основал здесь университет. Однако превращение города в христианскую столицу началось только после переезда в Авиньон папской курии в связи с так называемым «авиньонским пленением». После этого значение города выросло до уровня ведущих европейских столиц — Лондона, Парижа, Барселоны, Неаполя и Праги. Многие прелаты и светские аристократы возвели здесь для себя роскошные резиденции. Один из немногих сохранившихся до наших дней образцов таких построек — главное здание «Пти Пале» (Малого дворца), находящегося на площади перед Папским дворцом. Оно принадлежало кардиналу Арно де Виа, а после его смерти с 1335 г. служило епископским дворцом. Сегодня в нём располагается замечательное собрание старинной итальянской и французской живописи. На месте старых городских церквей были воздвигнуты новые величественные храмы. С 1337 по 1453 гг. во Франции шла так называемая «Столетняя война». Авиньон находился в стороне и не пострадал от этих событий, однако в городе пришлось возвести новые городские стены для защиты от бывших военных наёмников, мародёрствовавших в сытом Провансе. В 1334—1342 гг. был возведён новый Папский дворец, более похожий на крепость. По окончании «авиньонского пленения» и возвращения папской курии в Рим в 1377 г., этот дворец в качестве своей резиденции использовали антипапы. Стены покоев и залов дворца были расписаны интернациональной группой художников, устремившихся в Авиньон в период строительного бума.

Первоначально крупный очаг искусства существовал в Авиньоне и Провансе приблизительно с 1330 г. и вплоть до начала XV в., однако как о школе, об искусстве Авиньона можно говорить лишь в отношении XV столетия. В XIV в. это был художественный центр, порождённый исключительно историческими обстоятельствами: расцвет живописи в Авиньоне был обусловлен пребыванием здесь папского двора. Авиньонское пленение пап длилось с 1326 по 1367 гг. Авиньон в это время стал одним из главных очагов европейской культуры, куда съезжались интеллектуалы и художники из всех стран. В XIV в. ведущей живописной школой была школа сиенская, поэтому к папскому двору были приглашены сиенские мастера — Симоне Мартини, Мастер кодекса св. Георгия, а затем Маттео Джованнетти, который стал придворным папским художником и работал в папском дворце и в монастыре Вильнёва в 1343—1367 гг. Технические знания и реалистические склонности итальянцев встретились здесь с декоративным вкусом и куртуазным духом французов.

Фрески неизвестных художников «Охота» и «Рыбная ловля» (1342, башня Гард-Роб), являются несомненно плодом коллективного творчества и слияния двух эстетик. Но Авиньон был не только местом встречи разных по происхождению художников. Отсюда итальянские идеи распространялись на север, здесь были созданы первые элементы «интернациональной готики». Во времена Великого раскола (1378—1418) авиньонская живопись держалась силой традиции. От этого периода сохранились только фрагменты: фрески в церкви Сен Дидье в Авиньоне, исполненные под влиянием флорентийских мастеров; фрески дома Соргов (ныне — Авиньон, Пти Пале), созданные французскими художниками в подражание росписям башни Гард-Роб[1] Местные художники на грани XIV—XV веков ищут вдохновения в сиенской живописи («Алтарь из Тузона», Париж, Лувр), или как Жак Иверни пишут в ставшей к тому времени уже архаичной манере «интернациональной готики».

После возвращения папского двора в Рим, Авиньон теряет свое значение. На рубеже XIV—XV вв. здесь работало всего несколько художников, значение которых выходило за чисто местные рамки. Но к 40-м гг. XV в. Прованс снова дал Франции крупных мастеров, написавших новую главу в истории французского искусства.

В середине XV в. можно говорить о сложении настоящей школы, хотя в большей степени её следует считать общепровансальской, нежели только авиньонской. В период политической стабильности и процветания, способствующих обновлению искусства, тёплый и сытый Прованс, оставшийся в стороне от опустошительной войны, принимает и объединяет художников, приехавших с севера. Подъём торговли создаёт новый художественный рынок и новую многочисленную клиентуру, не только церковную, но торговую и финансовую. Расцвет авиньонской школы пришёлся на время правления Рене Доброго, короля анжуйской династии, который был человеком творческого склада. Кроме выполнения своих королевский обязанностей, Рене был поэтом, большим эстетом, ценителем и коллекционером искусства и на досуге сам время от времени занимался живописью. Одно время даже считали, что ценные манускрипты из его коллекции были проиллюстрированы им самим. Рене был окружён художниками, которые сопровождали его в поездках, и в большой степени творческая атмосфера, царившая в Провансе, была следствием правления столь замечательной личности.

Первый шедевр авиньонской школы появляется приблизительно в 1443 г., это знаменитое «Благовещение из Экса» (Экс-ан-Прованс, церковь Сен-Мари-Мадлен). Это произведение показывает главные черты, присущие Авиньонской школе: строгая композиция, упрощённые объёмы, вкус к сильному освещению, которое подчёркивает массы. Картина оказала скорое и одновременно длительное влияние на художественный процесс в Провансе. Произведения Гийома Домбе и его мастерской, а также созданные неизвестными художниками «Бульбонский алтарь» (ок. 1457 г., Париж, Лувр), и «Пьета» из Тараскона (ок. 1456 г, Париж, музей Клюни) обязаны «Благовещенью из Экса» своими типажами, рисунком и цветом. Кроме того, эта картина привила всем провансальским живописцам вкус к широте и монументальности, сведя на нет привычное нидерландское изящество. Так у художников из разных стран сложился общий стиль. Наиболее ярко этот новый стиль проявляется в середине века, в таких произведениях, как «Пьета» из Вильнёв-лез-Авиньон, приписываемая Ангеррану Картону. В этот период Авиньон вновь становится главным французским художественным центром; из архивных документов известно о большом количестве художников и созданных ими картин, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней. Авиньонский очаг искусства, возникший на перекрёстке торговых и культурных путей, сохраняет постоянный контакт как с севером (Бургундия, Париж, Фландрия), откуда происходит большинство художников авиньонской школы, так и со средиземноморскими регионами (Неаполь, Сицилия, Испания), где в этот период можно обнаружить сходные формы и тот же дух (этому взаимовлиянию, возможно, способствовало возвращение из Неаполя в Прованс в 1442 году короля Рене). Влияние авиньонской школы в этот период носило самый широкий характер. Кроме известных имён большое количество произведений до сих пор числится за безвестными, анонимными мастерами.

В 1470-е гг. в Провансе, как и во всей Северной Европе, распространяется волна нидерландского влияния, поддержанного в частности королем Рене, который был страстным любителем нидерландской живописи. Художники (Никола Фроман, а также анонимный автор «Алтаря Перюсси», подражавшие формам и типам северной живописи, сохраняют тем не менее присущий провансальской школе тв`рдый почерк. На протяжении последних двух десятилетий XV столетия новое поколение, гораздо более свободное и независимое от нидерландского влияния, воскрешает большую провансальскую традицию середины столетия, память о которой оказалась весьма живучей. Художники Шанжене, Лиферинкс и Дипр продолжают творческие поиски Мастера Благовещения из Экса и Ангеррана Картона; фигуры вновь приобретают утраченную было монументальность, формы опять становятся геометризированными и подчёркнутыми освещением. В самом конце XV в. Прованс оказывается в центре уже других влияний, особенно активных из северной Италии (Лигурия, Пьемонт, Ломбардия). В этот период североитальянские и провансальская школы ещё не утратили внутренней энергии развития, однако с начала XVI в. Прованс в своём художественном развитии начинает быстро отставать от итальянского Возрождения, чуждого ему по духу. «Поклонение младенцу» (Авиньон, музей Кальве) — единственный пример использования уроков Леонардо да Винчи. Эта картина символизирует собой, по сути, конец Авиньонской школы, которая в XVI в. станет уже полностью провинциальной, и будет находиться далеко в стороне от новаторских течений.

кто какие стили предпочитает, ваше мнение о художественных направлениях